Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Проза - Александр Балтин - Крест и мёд литературной критики
Александр Балтин

Крест и мёд литературной критики

    ВАДИМ КОЖИНОВ: ВЫРВАННЫЕ КОРНИ СТЕРЕОТИПА
    Стереотип, пустивший кривые корни в читательское сознание - критика вторичный жанр, обслуживающий.
     Отчасти это верно - не будь самой литературы, откуда бы взялась литература о ней?
    Но верно - только отчасти, ибо роль критика вполне сродни миссионерской, просветительской.
    Так, Вадим Кожинов создавая статьи о любимых поэта - скорее совершая их, как совершают значимый поступок - открывал те полюса Николая Тряпкина, или Анатолия Передреева (к примеру), которые читатель мог не заметить, пройти мимо, увлекшись чем-то второстепенным.
     Крест и мёд литературный критики - где от креста больше - требовал от Кожинова наиважнейшего: глобального осмысления литературы, и лучших её персонажей.
    В. Кожинов строит биографию Ф. И. Тютчева, как возводят храм - бережно, с пиететом, проникая в дальние лабиринты тютчевского грандиозного творчества, где важна любая деталь.
     Проведя большую работу популяризации Н. Рубцова, Кожинов никогда не срывался в простоватость, будучи привержен высокой ясности и простоте; а в блестящей статье "Нобелевский миф" дал анализ иронический и точной истории пресловутой динамитной премии, предложив альтернативный список лауреатов: такой, что любой любитель литературы согласиться - премия в основном уходила не по адресу.
     Многообразие трудов В. Кожинова могло бы вырвать корни пресловутого стереотипа: критика вторична, и привести к переименованию жанра, например - "литература о литературе", но...
     Равнодушие нашего времени к литературе вообще не позволяет надеяться на подобное.
    
    ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ВЛАДИМИР ЛАКШИН
    Есть критика сухая, жёсткая, статистическая, так сказать, критика констатации, скучная.
     А есть - живущая своеобразной поэзией чувствования произведения ( и вчувствования в него), которое никогда не назовётся схематично-отстранённо: текст.
     Владимир Лакшин относился ко второй категории: критик-писатель, отчасти поэт - ибо крылья поэзии помавают над удачным произведением любого жанра.
     О ком бы не писал Лакшин - об Островском или Толстом, Булгакове или Солженицыне - проникновение его в лабиринты конкретного литературного творения были провидческими: он открывал читателю подспудные слои, объяснял подтексты, подчёркивал то, что стоило подчеркнуть.
    Лакшин обладал гармоничным, поэтическим стилем, чья ясность мерцала озёрной водой: глубокой и чистой, и - вместе - в которым было нечто от уютного, старомосковского произношения,
     Иногда, соприкасаясь предельно плотно с манерой письма автора, о каком писал, он перенимал звук и свет рассказов ли, романов, точно истолковывая их суть - поднимая таким образом литературную критику до уровня самостоятельного художественного произведения, и обеспечивая себе место в литературном пантеоне.
    
    


    

    

Жанр: Статья


предыдущее  следующее


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым


Главная - Проза - Александр Балтин - Крест и мёд литературной критики

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru