Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Стихи - Вопросы и ответы - Сколько черновых вариантов имеет ахматовская «Поэма без героя»?

Сколько черновых вариантов имеет ахматовская «Поэма без героя»?

Вопрос:

Сколько черновых вариантов имеет ахматовская «Поэма без героя»?

Ответ:

"Поэма без героя" Анны Ахматовой – самая главная, самая зашифрованная для филологов и литературоведов, текстологов и просто читателей загадка ее жизни и творчества. Анна Андреевна писала это произведение на протяжении всех своих зрелых лет, вобравших в себя всю ту горечь постижения бытия, которым была наполнена ее личная судьба и судьба ее народа: вихрь октябрьского переворота, гибель и аресты близких, войну, эвакуацию, Ташкентский госпиталь, болезни, послевоенный Ленинград, трагедию и полное крушение личных надежд и желаний, потери любимых и друзей.

Светлана Александровна Коваленко, кропотливый исследователь текста и вариантов написания поэмы, пришла к выводу, что "Поэма без героя" имеет четыре полных, объемных редакции,"определяемых контекстом времени и включенным в нее бытием поэта".

Первая редакция: конец 1940 – 1943 гг, Ленинград – Ташкент (Ташкентская редакция). Вторая: 1944 – 1946 гг, Ленинград. Третья: 1956 – 1960 гг, Ленинград - Москва – Ленинград. Четвертая, последняя редакция: 1963 – 1965 годы, Ленинград – Москва – Комарово.

Центральной, основной, является третья редакция "Поэмы". Это – машинописный текст с многочисленными рукописными вставками самого автора или уточнениями строф, сделанными под ее диктовку. Третья редакция поэмы отразила весь мощный процесс кристаллизации, глубокого осмысления исторических и нравственно-этических мотивов поэмы, ее психологического контекста. В третьей редакции поэмы развит образ гения, автора, героя, своеобразно, лично ответственного за время и эпоху, в которой он призван жить.

В третью, основную, редакцию, вошли самые "крамольные строфы" поэмы, те, которые Ахматова называла "лагерными". В одном из частных разговоров с В. Виленкиным она признавалась, давая ему список поэмы:"Здесь должны быть две строфы и песенка, (одна из трех, слышанных мной в Ленинграде в 1959 году) Тема - "восток, лагерная пыль, допрос или – возвращение с допроса. Это – одно из отступлений, определяющих размах поэмы"…

Но размаху поэмы не суждено было состояться.. Ни крамольные строфы, ни посвящение гостю из будущего, сэру Исае Берлину, английскому литературоведу и историку, филологу и, по совместительству, агенту английской разведки, которому Анна Андреевна читала отрывки из третьей редакции, так и не увидели свет. По цензурным, политическим соображениям.

В четвертой, окончательной, кристально выверенной Поэтом, редакции "Поэмы без героя", Ахматовой подводился горький итог всей ее жизни, жизни страны, через призму восприятия времени, как неостановимого потока, который сметает на своем пути все наносное, суетное, сиюминутное, оставляя лишь Память о прошлом, Любовь и вечное принятие и понятие Вселенной, как бесконечности.

Помимо глубин философско-психологического контекста поэмы, внимание исследователей творчества Ахматовой она привлекает еще и тем, что должно и нужно воспринимать ее, как целостное произведение искусства. Со всей бездонностью образов героев и героинь, символов и метафор, классической строгостью композиции и летящей, легкой афористичностью строф. "Поэма без героя" с ее тремя частями, интермедиями и тремя посвящениями воспринималась многими, как некое совершенство, согласованность не только поэтической, но и вообще – речи, слова, русского языка. Как некое тайное совершенство, в котором незримо и явственно присутствует лаконическая, почти древнегреческая, эпическая законченность, легендарно–мифическая, отточенная завершенность Судьбы Поэта, который так мощно и страстно владеет строфами и мелодикой стиха, образами и символами, подчас страшными и горькими, величественными и необъятными, как само бесстрастное Время, история, Бытие… Россия.

При подготовке ответа использованы следующие материалы:

Ахматова А. А. " Поэма без героя" Собр. Соч. том 2. М. Издательство "Правда" 1989 г.

С. А Коваленко "Петербургские сны Анны Ахматовой. "Поэма без героя" Опыт реконструкции текста". СПб – Изд–во "Росток". 2004 год.

Светлана d Ash
Главная - Стихи - Вопросы и ответы - Сколько черновых вариантов имеет ахматовская «Поэма без героя»?

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru