Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Стихи - Вопросы и ответы - Пожалуйста, расскажите немного о поэтической жизни Санкт-Петербурга.

Пожалуйста, расскажите немного о поэтической жизни Санкт-Петербурга.

Вопрос:

Пожалуйста, расскажите немного о поэтической жизни Санкт-Петербурга. Какие поэтические течения сформировались в этом городе, какие были поэтические кружки? Какие поэтические сообщества существуют в современном Петербурге? Где в Питере можно послушать хорошую поэзию?

Ответ:

Поэтическая жизнь Санкт-Петербурга не утихает ни на миг, несмотря на всю противоречивость и сложность сегодняшнего «непоэтического», казалось бы, времени.

Крупные поэтические вечера "вживую", или, как их называют теперь, сламы, проводится в питерском молодежном клубе «Танцы».

А для поэта Владимира Антипенко, создавшего в Петербурге крупнейшее поэтическое движение и театр «Послушайте» (Дом Молодежи »Форпост», у метро Выборгская) живое слово в авторском исполнении – позиция и вовсе принципиальная. Все устраиваемые им поэтические вечера, даже если на них никто не приходит, он снимает на видео и выкладывает в Интернет – там своя аудитория. «Раньше люди выбивали информацию на камнях, дощечках, потом изобрели бумагу, теперь настала эра видео – духовное, запечатлённое в электронном», – считает Владимир.

Возникновению поэтического движения Владимира Антипенко во многом поспособствовал его тезка – футурист Владимир Маяковский. Всё началось весной 1998 года – тогда каждую субботу у памятника Маяковскому в сквере на углу ул. Маяковского и ул. Некрасова амбициозный Владимир Антипенко с энергичными молодыми поэтами устраивал публичные чтения стихов. Постепенно сформировалась команда с ёмким названием «Послушайте!», которое полностью отвечало и до сих пор отвечает идее движения. Молодые поэты стали желанными завсегдатаями поэтических вечеров, проводимых в городе, активно выступали в концертных залах, начали даже гастролировать по стране.

Владимир Антипенко уже несколько лет устраивает в городе поэтические мероприятия, среди которых фестиваль Street ЛИТО «Послушайте!», фестиваль «Фэнтази-крик!» в лофт-проекте «Этажи» и еженедельные вечера в доме молодежи «Форпост», курирует огромную группу во «ВКонтакте», ведёт ЖЖ, видеоархив на Яндексе, а также является несменным ведущим авторской программы «Поэтов послушайте!» на радио «Петербург».

Молодой литературный критик и поэт Светлана Бодрунова в эссе «Поэтическая карта Петербурга: младшее поколение» указала три самых звонких, с ее точки зрения, имени, представляющих молодую петербургскую поэзию: Дарья Суховей, Наиля Ямакова, Алла Горбунова.

С 2001 года Дарья Суховей проводит ежегодный поэтический фестиваль в Петербурге («Майский фестиваль новых поэтов»), который призван открывать новые имена петербургской поэзии и приглашать наиболее интересных поэтов, живущих в разных местах мира. С 1998 года занята организацией литературных вечеров. Дарья поделилась, что при организации мероприятий не обращает внимания на то, в каком объединении состоит автор – главное, что он хочет донести до аудитории и какие стихи пишет.

Недавно в городе проходил крупный поэтический фестиваль «Парад планет», где она была ведущей. Само название фестиваля символично: парад планет – редкое не только астрономическое явление, но и поэтическое событие. Суть мероприятия сводится к публичным поэтическим чтениям, знакомству поэтов самых различных объединений и взглядов на поэзию для обмена опытом и мнениями. Впрочем, такие словесные баталии обычно не приводят к конструктивному диалогу и взаимопониманию.

Уже пять лет в Петербурге выходит тысячным тиражом философско-поэтический альманах «Транслит», бессменным редактором которого является Павел Арсеньев, известный поэт, перфомансист и участник коллектива «Лаборатория Поэтического Акционизма», выступающего против коммерциализации искусства и произвола властей в области культурного наследия. В концепции альманаха отчетливо проявляется стремление всячески отгородиться от поэтический традиций и примкнуть к эксперименту, а также навязчивое выражение левых марксистских взглядов. Альманах несет на себе печать личности редактора и, по мнению авторитетных критиков, с каждым номером меняется вместе с творческим и личностным развитием его создателя. Каждый номер посвящен философскому осмыслению литературной и окололитературной темы, а стихи снабжаются увесистыми комментариями.

На филологическом факультете СПбГУ, который, кстати, признан крупнейший языковым факультетом не только в России, но и в мире, выпускается на средства Профсоюза уже шесть лет альманах «Почерк» – сборник университетской поэзии, прозы и литературной критики. Издание позиционирует себя как стартовая площадка для творчества начинающих университетских поэтов и прозаиков. В «Почерке» печатаются и достаточно известные петербургские авторы и студенты факультета, преподаватели. Особенно развит и полон в альманахе раздел переводов.

Назвать все вышеперечисленные антологии, как и десятки других, выпускаемых в Петербурге, «зеркалом петербургской поэзии» было бы непростительной ошибкой – все они не дают вполне объективной картины. Какие-то поэты попадают в них случайно, какие-то оказываются там просто лишними, а некоторые не попадают вовсе. Как, например, случилось с Дарьей Суховей: ее каким-то непостижимым образом не включили (точнее, не предложили опубликоваться) в антологию «Стихи 21 век», а Александра Кушнера нет ни там, ни там (хотя стихов с претензией на «кушнеобразность» – хоть убавляй).

Что же касается толстых литературных журналов, являющихся гордостью российской культуры, то они впервые за три века невероятно похудели и катастрофически упали в тиражах. В фантастические тиражи, особенно взлетевшие в период перестройки (например, тираж первого номера «Нового мира» за 1990 год был 2,6 млн. экземпляров!), сейчас даже мало кто верит.

Сложно сказать, сколько сегодня в Петербурге выходит литературных журналов. Некоторые из них выходят от случая к случаю, как альманахи, другие выпускаются для узкого круга лиц и не афишируют свою деятельность, третьи вообще мало похожи на журналы, а больше напоминают дилетантский самиздат любителей литературы.

Но тем не менее, на сегодняшний день, поэтическая жизнь северной столицы России достаточна оживленная, многообразная, имеющая тенденции к серьезному продолжению. Что не может не радовать, согласитесь…

Светлана d Ash
Главная - Стихи - Вопросы и ответы - Пожалуйста, расскажите немного о поэтической жизни Санкт-Петербурга.

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru