Экономика / 23 сентябрь 2021

Бизнесмен Адоньев решил отозвать признание вины по делу в США

Бывший совладелец Yota Сергей Адоньев подал петицию в суд США: он пытается добиться отмены признания своей вины, сделанного в рамках возбужденного против него уголовного дела еще в конце девяностых. Власти США не возражают.

Миллионер Сергей Адоньев (193-е место в рейтинге Forbes, оценка состояния — $550 млн) подал петицию в Окружной суд США Центрального округа Калифорнии с просьбой отменить сделанное им в 1998 году признание вины в споре о поставках сахара в Казахстан и судебное решение на его основе, следует из материалов суда. В петиции указано, что признание было сделано на «откровенно неверном совете» адвоката истца, который обслуживал его на тот момент.

Бизнесмен Адоньев решил отозвать признание вины по делу в США
Среди бизнесов, в которых участвовал Сергей Адоньев, — компания JFC, которая занималась импортом фруктов (владел с 1994 по 2000 год вместе с Владимиром Кехманом); «Скартел» и производитель мобильных устройств Yota Devices (с середины 2000-х до середины 2010-х вместе с Денисом Свердловым и Альбертом Авдоляном); «Технологии тепличного роста» (в 2010-х вместе с Сергеем Рукиным). Представитель «А-Проперти» говорила РБК, что Адоньев с Авдоляном «планомерно формируют промышленный кластер в Якутии, который включает Якутскую топливно-энергетическую компанию, угольный проект Огоджа и порт Вера.

Кроме того, Адоньев был одним из основателей и спонсоров «Стрелки», создал Фонд поддержки Электротеатра Станиславского, спонсировал фильм Ильи Хржановского «Дау», был спонсором «Новой газеты» и кампании Ксении Собчак, когда она баллотировалась на пост президента России.

Из петиции следует, что сейчас Адоньев проживает в Лондоне.

В 1995 году Адоньев попал в розыск Интерпола по ордеру из Генпрокуратуры Казахстана, где расследовалось дело о взятке министру торговли и еще ряду лиц за контракт на поставку кубинского сахара. В 1997 году это дело было прекращено в Казахстане в связи с отсутствием состава преступления. Но незадолго до этого американские правоохранители обнаружили, что зарегистрированная в США MCW Enterprises нарушает введенный в 1960 году запрет на торговлю с Кубой и предъявило владельцу этой компании Сергею Адоньеву обвинение в нарушении эмбарго, отмывании денег и мошенничестве, писал Forbes.

В поданной Адоньевым петиции суть обвинения изложена иначе: бизнесмен был обвинен в банковском мошенничестве по коммерческим транзакциям между MCW и аффилированной с правительством Казахстана ICBC. MCW договорилась поставить последней сахар, но ICBC оплатила его лишь частично и впоследствии обвинила партнера в неисполнении обязательства. В 1996 году прокурор США обвинил Адоньева в мошенничестве по связанным с указанным спором платежам, бизнесмена арестовали в Германии, после чего его жена наняла в качестве адвоката американца Стивена Лондона. В 1997 году Лондон посоветовал Адоньеву признать вину, после чего бизнесмен был приговорен к заключению в тюрьму на 30 месяцев и выплате $1 млн (однако фактически выплатил $4 млн). В августе 1999 года его депортировали из США.

В документе подчеркивается, что изначально контракт с казахской компанией подразумевал, что MCW получит 100-процентную предоплату. Но поскольку оплата была проведена лишь частично, компания была освобождена от необходимости отгрузки сахара. Само дело должно было рассматриваться не как мошенничество, а как «не более чем гражданско-правовой спор по поводу оплаты». Кроме того, в петиции говорится, что нанятый бизнесменом адвокат не обладал достаточным опытом, никогда раньше не занимался подобными делами в суде Калифорнии. При этом бизнесмен специально переспрашивал адвоката, будет ли признание вины иметь какие-либо иммиграционные последствия, и Стивен Лондон заверял его, что нет.