В Подмосковье появился арт-объект, который сообща сделали 70 человек
В условиях пандемии культура ушла в онлайн – реальная выставочная жизнь парализована. Однако, как оказалось, не везде. Художник Марина Звягинцева нашла способ сделать арт-проект оффлайн, который объединил жителей подмосковского поселка Григорчиково. В процессе создания арт-объекта «Вместе!» участвовали около 70 человек, ни разу не встретившись с друг другом. Символично, что основой для инсталляции стал забор, который превратился в художественную «матрицу»: паззл из многочисленных кусочков, расписанных местными жителями. Объект длиной в 14 метров стал первым реальным паблик-арт произведением, созданным в условиях эпидемии, и, возможно, предвосхитил новую эру в искусстве.
Несмотря на послабления режима изоляции, запрет на массовые мероприятия сохраняется. Казалось бы, в таких условиях заниматься искусством в общественных пространствах невозможно. Но нет. Выход нашелся. Его придумала лидер паблик-арта в России, художник Марина Звягинцева, которая сейчас находится с семьей на самоизоляции в поселке Григорчиково, что в 13 км от столицы. В создании коллективного арт-объекта «Вместе!» участвовало около 70 человек – каждый создал свой рисунок на кусочке паззла, который потом стал частью единого полотна. Инсталляция разместилась на заборе, мимо которого прогуливаются все местные жители.Поселок расположен на берегу реки Пахра. Небольшой участок вдоль нее благоустроен и отделен ограждением, чтобы, как говорится, чужие не ходили. В мирное время местные жители собирались там, чтобы поболтать, сидя на лавочке, позаниматься спортом, а дети играли на площадке у реки. Сейчас же все площадки закрыты, люди отказались в ситуации вынужденного отчуждения и одиночества. В этих условиях современное искусство позволило им почувствовать единение и пообщаться друг с другом с помощью творчества.
Весь процесс создания инсталляции-паззла был придуман таким образом, чтобы не нарушить карантин и меры предосторожности. Каждому участнику курьер принес один или несколько кусочков будущего арт-объекта и передал посредством бесконтактной доставки. К необычному холсту размером 40 на 40 см прилагались кисти и специальная краска – акрил для фасадных работ. Всего раздали 36 кусочков. Каждый участник рисовал, что хотел, – полная свобода фантазии.
Например, Мария и Юлия нарисовали китайскую беседку, и добавили в композицию иероглиф – пожелание здоровья. Мария какое-то время работала в Китае, так что перенесла на картину личный опыт. 13-летний Валера только наблюдал, как его родные (а в семье 11 человек) писали для общественной инсталляции свою абстракцию, где солнце будто растворилось в воде, но все равно почувствовал драйв: «Круто! Есть, чем на карантине заняться!». Девушка Даша изобразила всю свою семью на диване под радугой. А ее соседка-тезка нарисовала пейзаж – реку Пахру, поле и голубое небо.
Одни участники изображали то, что видят за окном, другие – свои мечты и фантазии, третьи – воспоминания. Например, председатель совета поселка Олег Шенаев, художник-любитель, написал закатное море. Все изображения получились очень разными, и все же логично сложились в единый коллективный сюжет. Чтобы фокус получился, Звягинцева оставила между расписанными кусочками паззла пустые клетки, куда будто бы должны лечь другие части мозаики. То есть вписала созданные участниками картины в «сетку», как в обычном настольном паззле.
Инсталляция растянулась на 14 метров, но ее планируют расширить еще на 20, потому что жителям поселка пришлась по вкусу такая арт-активность. Теперь и другие семьи хотят сделать свой вклад в коллективный портрет и стать частью памятника самоизоляции. Так что в ближайшие пару месяцев инсталляция еще подрастет.
– Наступает лето – это сезон для паблик-арта, которым я занимаюсь, но в этом году его, очевидно, не будет. Искусство перешло в онлайн, но этого мало. Людям нужно реальное искусство, как и реальное общение, – рассказывает Марина Звягинцева. – Я долго думала, как, не нарушая самоизоляцию, сделать живой проект с идеей, которая могла бы объединить людей. Пришла мысль собрать одно большое панно – это картина из кусочков, которые потом становятся частью единого большого полотна. Некоторые работы люди делали всей семьей. Есть и взрослые рисунки, и совсем детские. И каждый отражает личность автора, внутренний мир человека. Получился портрет поселка.
Паззл собрали воедино к 20 мая. Открытия в привычным смысле слова не было. Однако люди, не только непосредственные участники арт-акции, но остальные местные жители (в Григорчиково более ста домов), пришли на вернисаж, каждый в свое время.– Многие наряжались. Долго и внимательно рассматривали работы соседей и как их собственные картины вписались в инсталляцию. Многие через этот проект познакомились с соседями посредством искусства, ведь каждая работа подписана – имена авторов и адрес, – продолжает Марина.
Для самой Звягинцевой инсталляция «Вместе!» стала продолжением проекта «Запертные чувства», который должен был открыться на «Фабрике» в апреле, но был перенесен из-за пандемии. Его докарантинная идея о том, что виртуальная жизнь – это симулякр, который не может заменить реального общения, – теперь стала очевидной для всех и каждого. Впрочем, своими корнями этот поселковый арт-объект уходит в другие работы художника. В 2009 году Звягинцева начала свой многосерийный проект «Спальный район», через который показала, что искусство живет не только в центре Москвы, но и на периферии. Выставка, где были представлены 70 необычных арт-кроватей разных художников, проходила на заборе у метро «Волжская». А позже Марина создала гигантскую картину-паззл в стиле монотипия, которую люди могли собирать и разбирать сами. В 2011 году ее выставляли на выставке в школе №109 (знаменитая «школа Ямбурга»), а в 2017 – на «Винзаводе», где объект уже собирали не дети, а взрослые. Но с не меньшим увлечением. Искусство требует контакта, взаимодействия, вовлеченности – и художественные практики Звягинцевой доказывают этот факт. Человек – социальное существо, ему необходимо общение, в том числе, через искусство.
– Возможно ли оно в привычном формате в новых условиях жизни? Ведь уже сейчас понятно, что мир выйдет из карантина другим. Как пандемия изменит искусство, особенно, такое контактное, как паблик-арт?
– Думаю, паблик-арт будет развиваться активнее, потому что люди станут меньше ходить в закрытые пространства, – рассуждает Марина. – На улице люди чувствуют себя более свободно, там проще соблюдать дистанцию. Но интерактивных объектов станет меньше. Больше будет проектов, на которые можно смотреть, разгадывать их смыслы, не дотрагиваясь. Они станут более востребованными. Люди не захотят да и не смогут толкаться в Лувре возле Джоконды. В новых условиях паблик-арт будет находиться в большей зоне комфорта, чем искусство в «белом кубе». Думаю, станут более популярны такие арт-объекты, как «Выход» (инсталляция-плот, которая была представлена в Царицынском пруду в рамках проекта «Другая Атмсофера» на фестивале «Дачное Царицыно» прошлым летом – М.М.).
– Можно ожидать, что музеи будут активнее задействовать свои уличные территории и выходить в общественные пространства?– Однозначно. Я давно работаю с такими проектами, и мне кажется, теперь идея выйти за пределы музейных стен станет логичным и правильным решением. Искусство давно вышло за пределы холста, перешло с плоскости в объем, начало внедряться в повседневную жизнь людей. Идея пространства «белого куба» устарела, хотя, конечно, привычные выставки останутся. Но музейное пространство будет более разреженным.
– Каков твой прогноз – как изменится культура после пандемии?
– Искусство разделится на два потока – онлайн и живые проекты. Реальное искусство будет по-новому цениться людьми, засидевшимися дома. До последних событий современный человек вглядывался в работу на выставке минуты две, не больше. Люди смотрели по касательной. Теперь рассматривание будет более внимательным. Я так думаю и мне так хочется. Оказавшись в вакууме, наедине с собой, мы сосредоточились на своем внутреннем мире, и потому нам захочется пристальней вглядеться в чужой.
– Открытие проекта «Вместе!» состоялось в новых условиях и по новым правилам. Без речей, экскурсий, массового ажиотажа. В будущем формат презентации выставок в мире тоже изменится, станет более закрытым?
– Это было открытие без открытия, да. Но людям пообщаться необходимо. После карантина все в поселке настроены сделать праздник и провести массовое мероприятие около арт-объекта. Людям нужны ритуалы. Думаю, в будущем станет больше закрытых открытий – по спискам. Может быть арт-институции будут проводить несколько презентаций, чтобы не создавать толкучку. Возможно, выставки будут открывать на более долгий срок, чтобы все успели посмотреть. Но отказаться от вернисажей нельзя. Людям необходимо совместное переживание. Сейчас в этом проекте я даю такое переживание. Оно оказалось нужнее, чем я предполагала: все больше людей хотят стать участниками. Поэтому мы будем продолжать создавать наш арт-паззл.